Главная
Случайная новость

В нашем ассортименте появился бензоинструмент марки ЗУБР - бензопилы, бензотриммеры, газонокосилки.

Бензопилы PDF Печать E-mail
     

На сегодняшний  день в различных печатных изданиях и в Интернете можно найти достаточно много информации о цепных бензопилах. Это объясняется сильно возросшей популярностью и доступностью данного инструмента. Представленная ниже статья не претендует на оригинальность и является, по сути, некоторым обобщающим материалом, суммирующим сведения из широкодоступных источников. Однако изучение данного материала позволит тем, кто уже знаком с цепными бензопилами освежить и структурировать свои знания, а тем, кто сталкивается с бензопилами впервые оперативно ознакомиться с устройством этого инструмента и с относящимися к нему понятиями и характеристиками. Попутно будет рассмотрен предлагаемый нами ассортимент бензопил, представленных в ТМ «ЗУБР». Итак.
     Цепные бензопилы относятся к такой группе инструмента, которую достаточно сложно чётко позиционировать. Объясняется это тем, что в настоящее время применение бензопил настолько универсально, что отнести их чисто к строительному, садовому или какому-либо специализированному инструменту было бы неверно. Первоначально бензопилы представляли собой мощную, но тяжелую и дорогую профессиональную технику, предназначенную в первую очередь для лесоповала. Но сегодня бензопила перестала быть инструментом исключительно профессиональных лесорубов. Без нее не обойтись при строительстве и ремонте деревянных построек, при обрезке деревьев, при заготовке дров. Тому, кто предпочитает сам заботиться о загородном доме и работать в саду, она тоже часто необходима. Бензопила стала бесспорной высокопроизводительной альтернативой топору и обычной ручной пиле, особенно если пилить толстые брусья или валить деревья. Вот и получается, что цепная бензопила знакома теперь едва ли не каждому умельцу.
     Значительно расширившееся применение цепных бензопил привело к тому, что сегодня существует большое множество различных моделей данного инструмента. Рассмотрим существующую здесь классификацию.
     Условно бензопилы принято делить или по типу, или по области применения (и соответствующим конструктивным особенностям).
По типу различают профессиональные, полупрофессиональные и бытовые бензопилы:
     ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ бензопилы предназначены для тех, кто работает долго, а инструмент эксплуатирует «на убой»: по большей части это лесорубы и строители. Профессиональные пилы отличаются большой производительностью, максимальным ресурсом, а также виброзащитой самого высокого уровня и отлично сбалансированным корпусом с удобными ручками - ведь такой пилой приходится работать ежедневно. Главное для покупателей в данном инструменте срок службы и характеристики. Ещё одно немаловажное требование - это неприхотливость в обслуживании, так как применяют профессиональные бензопилы в основном там, где до ближайшего сервиса десятки, а то и сотни километров. Поэтому в конструкции пилы должна быть предусмотрена возможность разобраться с мелкими неполадками самостоятельно. Очевидно, что дешевой такая техника быть не может, но своих денег она стоит (например, цена на профессиональную
     БЫТОВЫЕ бензопилы находят своё применение «во дворе». Взять хотя бы распиловку бревен на дрова. Разумеется, такая техника стоит намного дешевле и конструктивно значительно проще профессиональной. Бытовые бензопилы используются от случая к случаю (а то и вообще от зимы к зиме), так что серьезные усовершенствования, которые повышают ресурс агрегата, здесь попросту не нужны. Поэтому производители стараются максимально упростить конструкцию, чтобы снизить стоимость инструмента и сделать его, соответственно, максимально доступным для самого широкого круга потребителей. Впрочем, среди бытовых бензопил встречаются модели и «в максимальной комплектации» - для обеспеченных покупателей.
     ПОЛУПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ бензопилы - это своеобразный компромиссный вариант рассмотренных выше типов. У них любой параметр средний: будь то мощность, моторесурс или цена. Такие инструменты еще называют фермерскими, поскольку предназначены они для работы пусть и не столь интенсивной, но достаточно регулярной.  
По области применения можно выделить следующие виды цепных бензопил:
     ВАЛОЧНЫЕ. Как следует из названия, они предназначены для валки и раскряжевки деревьев. Это самые мощные и тяжелые бензопилы. Они, как правило, оснащаются шинами большой длины и цепями повышенной производительности.



 

Отличительной особенностью современных валочных пил является применение двигателей с большим тяговым усилием и минимальное значение отношения веса на единицу мощности. Кроме того, некоторые валочные пилы оборудованы длинными ручками и поворотной шиной, что значительно облегчает выполнение валочные запилов в тяжёлых условиях. Естественно, все валочные пилы относятся к профессиональной технике.
     УНИВЕРСАЛЬНЫЕ. Самый распространенный вид бензопил. Бывают и профессиональными, и полупрофессиональными, и бытовыми (в данном случае определяется ресурсом). Лесорубы используют их для обрезки сучьев, лесники и работники коммунального и садово-паркового хозяйств вырезают сушняк и разбирают завалы. Сельские жители и дачники с их помощью заготавливают дрова и ухаживают за садом. Строители также активно используют такие пилы. Именно их предпочитают дорожники, спасатели и многие другие. Ими даже вырезают ледяные и деревянные скульптуры. Забегая вперёд, отметим, что все бензопилы нашего ассортимента относятся именно к этому виду - универсальные.


 

 

     КОМПАКТНЫЕ («ОДНОРУЧНЫЕ»). Другое их название - бензопилы для ухода за кронами деревьев, что абсолютно точно характеризует их основное назначение. При кронировании и при аккуратном удалении поврежденных деревьев работать приходится не на земле, а на лестнице или даже вися на веревке. При этом бензопилу приходится держать одной рукой - второй нужно держаться самому. Поэтому, в отличие от классической компоновки, рукоятка для правой руки у «одноручных» бензопил расположена не сзади, а сверху пилы так, что центр тяжести проходит под ручкой (см. рисунок).



 

 

«Одноручные» бензопилы - рекордсмены по компактности и весу, поэтому кроме озеленителей они представляют интерес ещё и для охотников, рыбаков и туристов. Данные пилы относят к профессиональным, и отличаются, обычно, достаточно высокой ценой, свойственной именно профессиональной технике.
        Учитывая рассмотренное выше деление можно констатировать, что на сегодняшнем рынке цепных бензопил доминируют легкие и средние универсальные модели бытового или полупрофессионального класса. Это вполне объяснимо - спрос среди непрофессиональных пользователей, например дачников, возрос многократно. А для них в первую очередь важны доступная цена, простота работы и обслуживания. Но на рынке представлена техника на любой вкус и кошелек, и порой «слабенькие» пилы почему-то стоят значительно дороже более мощных. Чтобы разобраться в этом рассмотрим конструкцию бензопил более подробно, с одновременной привязкой к параметрам бензопил нашего ассортимента, представленных тремя моделями в ТМ «ЗУБР»: арт. ЗЦПБ-370, ЗЦПБ-450 и ЗЦПБ-490-450.

УСТРОЙСТВО ЦЕПНЫХ БЕНЗОПИЛ

     ЦЕПЬ. Как и следует из названия «цепная пила», исполнительным механизмом в данном инструменте является цепь, замкнутая в кольцо и перемещающаяся по направляющей шине. Шина и цепь съемные, поэтому их называют «гарнитурой». Цепь состоит из звеньев трех типов: режущие, ведущие (хвостовики) и соединительные. Между собой звенья соединяются заклепками. Режущее звено - наиболее сложная деталь пильной цепи и состоит фактически из двух частей: ограничителя глубины пропила и режущего элемента Г-образной формы.



 

Верхняя режущая грань звена всегда шире самой цепи и шины, благодаря чему пропил получается достаточно широким, чтобы цепь не зажимало в пропиле. Режущие зубья бывают правосторонними и левосторонними, и на цепи их укрепляют поочередно. Работает режущий зуб по принципу рубанка: чем дальше выдвинут нож (верхняя режущая кромка зуба) над плоскостью рубанка (ограничитель глубины пропила), тем толще стружка. Цепи, у которых этот зазор мал, называются низкопрофильными, у которых он большой - высокопрофильными.



 

Низкопрофильные цепи менее эффективны, но более безопасны. Они меньше склонны к обратному удару, когда пила отскакивает назад и может вырваться из рук. Все бензопилы ТМ «ЗУБР» укомплектованы низкопрофильными цепями, производства компании «OREGON».
     Ведущие звенья, оснащенные хвостовиками, обеспечивают движение цепи, передавая вращение от двигателя через ведущую звездочку, а также фиксируют положение цепи на пильной шине. При этом хвостовики передвигаются по специальному пазу в направляющей шине. Второй функцией ведущего звена является распределение смазки от ведущей звездочки (куда ее подает масляный насос) по всей шине и цепи. Следует отметить, что количество хвостовиков играет основную роль в обозначении длины цепи для пильной шины заданной длины, что облегчает правильный выбор в соответствии с типоразмером.
     Соединительные звенья, соответствуя своему названию, объединяют режущие и ведущие части в единое целое.
     На некоторых цепях звенья с режущими зубьями чередуются со звеньями с амортизаторами.



 

В момент, когда резец ударяется рабочей кромкой о древесину, он на какую-то долю секунды останавливается, будучи зажат между деревом и направляющей шиной. Если часть режущих звеньев заменить на гладкие амортизирующие со скошенным передним краем, то вибрация заметно снизится. Такие цепи менее производительны, но более безопасны. Они также меньше склонны к «обратному удару». Именно такие цепи, с амортизационными звеньями, применены в бензопилах ТМ «ЗУБР» (см. два нижних фото на рисунке выше).
     Цепи, кроме формы звеньев, также различаются по шагу (длине звена) и толщине хвостовика. Шаг цепи - расстояние между тремя последовательно расположенными заклепками, деленное на два. Это определяющий параметр, и в зависимости от его значения все существующие цепи подразделяются на соответствующие группы. На сегодняшний день актуальны цепи с шагом 0,325”, 3/8” и 0,404”.



 

Цепи с шагами 0,325” (8,25мм) и 3/8” (0,375” или 9,3мм) - наиболее распространенные варианты. Более 80% производимых по всему миру пил комплектуются именно ими. Шаг 0,404” (10,26мм) имеют цепи с более крупными звеньями и повышенной производительностью. Чем больше шаг цепи, тем крупнее составляющие ее звенья и тем выше ее производительность. Но, с другой стороны, тем шире пропил, и для преодоления сопротивления резанию требуется более мощная пила. У цепей с маленьким шагом другие преимущества - большее число зубьев на единицу длины, плавное движение в пропиле и, соответственно, сниженная вибрация, и рез у них получается чище.
     Бензопилы ТМ «ЗУБР» укомплектованы  цепями со следующим шагом:
-  3/8” у арт. ЗЦПБ-370;
- 0,325” у  арт. ЗЦПБ-450 и арт. ЗЦПБ-490-450.
     Вполне закономерен вопрос, почему шаг цепи обозначается в одном случае - в виде десятичной дроби, а в другом - в виде простой. Объясняется это тем, что пользователи часто путают числа в маркировке, ведь 0,375 (3/8”) и 0,325 отличаются лишь одной цифрой. Во избежание такой путаницы производители решили придерживаться единой системы обозначений, согласно которой шаг цепи принимает значения: 0,325, 3/8 и 0,404 дюйма.
Толщина ведущего звена (хвостовика) - второй по значимости параметр. Во время работы цепь скользит в пазу шины, и это скольжение должно быть плавным, без зацепов и в то же время без лишней «болтанки». Одним словом, толщина хвостовика и толщина паза должны строго соответствовать друг другу, повышая надежность посадки цепи и исключая вероятность ее «соскока». Существуют пять стандартных размеров: 1,1 мм (0,043''), 1,3 мм (0,050''), 1,5 мм (0,058''), 1,6 мм (0,063'') и 2,0 мм (0,080'').
     1,1 мм - такие тонкие ведущие звенья характерны для самых миниатюрных цепей и пил соответствующего размера;
     1,3 мм - наиболее востребованный размер, свойственный бытовым и полупрофессиональным цепям;
     1,5 мм -  на втором месте по востребованности, такая толщина характерна для более мощных и производительных пил;
     1,6 и 2,0 мм - это уже «толстые» хвостовики, встречающиеся лишь на цепях для чисто  профессиональных пил.
     Толщина ведущего звена у цепей комплектующих  бензопилы ТМ «ЗУБР»:
- 1,3 мм у арт. ЗЦПБ-370 (младшая модель);
- 1,5 мм у  арт. ЗЦПБ-450 и арт. ЗЦПБ-490-450 (средняя и старшая модели).
Длина применяемой цепи напрямую зависит от длины устанавливаемой шины и косвенно отражается указанием количества зубьев цепи. В данном случае подсчитываются ведущие звенья цепи. Для цепей бензопил ТМ «ЗУБР» количество зубьев следующее:
-  53 зуба у цепи пилы арт. ЗЦПБ-370;
- 66 зубьев  у цепи пилы  арт. ЗЦПБ-450;
- 72 зуба у цепи пилы арт. ЗЦПБ-490-450.
Следует отметить, что количество зубьев желательно знать для тех случаев, когда цепь приобретается в торговых точках, где она представлена бухтами и необходимо отрезать определённую длину. Но в таких случаях продавец, как правило, имеет должную квалификацию и знает, какую длину цепи необходимо отрезать под определённый размер  шины. В других вариантах производители предлагают цепи уже в готовом виде, обязательно указывая на упаковке размер шины, для которой цепь предназначена.
     ШИНА служит для направления цепи. Вдоль всего торца шины имеется желоб, по которому проходят хвостовики ведущих звеньев - паз. В передней части шины обычно располагается ведомая (опорная) звездочка, которая конструктивно должна соответствовать шагу цепи. Т.е. каждая шина рассчитана на применение только с цепями с определённым шагом. Как правило, конструкцией предусмотрена возможность смазки ведомой звёздочки через специальное отверстие (см. рисунок). В профессиональных моделях также часто предусмотрена возможность ее замены.



 

Для разных задач оптимальны разные шины: для валки и раскряжевки толстых деревьев - длинные (500-1000мм), для обрезки сучьев - короткие (250-350мм). «Универсальные» бензопилы комплектуются обычно шинами длиной 350-450мм. Чаще всего размер шины указывается в дюймах, но некоторые поставщики бензопил для российского рынка приводят дополнительно и миллиметровые размеры.
     В бензопилах ТМ «ЗУБР» применены шины с длиной, соответственно:
- 14” или 350 мм в арт. ЗЦПБ-370;
- 16” или 400 мм в арт. ЗЦПБ-450;.
- 18”или 450 мм. в арт. ЗЦПБ-490-450.
Все шины  производства компании «OREGON», хорошо зарекомендовавшей себя, как производитель высококачественной гарнитуры для цепных пил.
     Важную роль играет форма концевой части шины - у многих современных моделей она эллиптическая, это снижает вероятность обратного удара при встрече «зоны риска» (верхнего переднего сектора шины) с препятствием. На отдельных моделях бытового класса можно встретить установленный специальный кожух, закрывающий опасный сектор, но тогда толстое дерево такой пилой уже не спилишь.
     Следует учитывать, что длина шины должна быть согласована с мощностью пилы. При недостаточной мощности двигателя придется прилагать дополнительные усилия при пилении, а это неизбежно приведет к преждевременной изнашиваемости пильной гарнитуры и двигателя, а также к увеличению расхода топлива. Происходит это потому, что, чем длиннее шина, тем большее сопротивление она оказывает вращательному моменту коленчатого вала двигателя. Поэтому в технических характеристиках бензопилы обязательно указывается рекомендуемая, т.е. максимальная, длина шины (шины меньшей длины ставить можно, а вот большей - не желательно).
     Крепление шины и натяжение цепи в бензопилах, как правило, производятся с помощью ключевого механизма. Этот механизм надёжнее, чем быстрозажимные механизмы установки и натяжения, и поэтому именно он применяется в мощных электро- и бензопилах. Повышенная надёжность очень важна, так как в данном случае имеется достаточно опасная вращающаяся цепь, неполадки в натяжении или установке которой могут повлечь за собой травмы пользователя.



 

Для выполнения операций по установке цепи и регулировке её натяжения в комплектацию цепных бензопил ТМ «ЗУБР» входит специальный универсальный ключ, совмещенный с отвёрткой.
     Натяжение цепи контролируют следующим образом. Кладут пилу на ровную поверхность, берутся рукой за звено, расположенное по центру шины сверху, и тянут вверх. Цепь должна выйти из паза на 3-5мм. Если зазор больше или меньше, нужно провести дополнительную регулировку. Правильно «настроенную» цепь можно без большого усилия протянуть вдоль шины, предварительно сняв с тормоза. Все операции следует проводить только на остывшей цепи, так как при нагревании она удлиняется, а при остывании укорачивается. Особое внимание следует уделить новой цепи - через пару минут работы ее обязательно следует подтянуть.
     СИСТЕМА СМАЗКИ. Цепь и шина в процессе работы нуждаются в постоянной смазке. Подача смазочного материала (специализированное масло для пильных механизмов) должна быть непрерывной, так как масло выдавливается из паза шины и тут же впитывается опилками. Чем быстрее вращается цепь, тем интенсивнее она должна смазываться. С другой стороны, когда мотор работает на холостом ходу и цепь неподвижна, смазка не нужна. Поэтому цепные пилы оснащают системой автоматической (принудительной) смазки, которая увеличивает или уменьшает подачу масла в соответствии с изменением числа оборотов бензопилы. В большинстве современных бензопил дополнительно предусмотрена возможность ручной регулировки подачи масла. Система автоматической смазки пильного механизма с возможностью ручной регулировки применена во всех бензопилах ТМ «ЗУБР».
Ручная регулировка скорости подачи масла необходима для разных условий пиления: разная твёрдость распиливаемого материала, разная атмосферная температура, разные свойства заправленного масла и т.д. Определяющим фактором при регулировке системы смазки должно быть лёгкое перемещение цепи по шине (если цепь правильно натянута) и отсутствие визуальных признаков излишка масла.



 

Плохая смазка пильного механизма резко убыстряет его износ и значительно повышает нагрузку на двигатель самой бензопилы, что, как следствие, сильно уменьшает ресурс инструмента. Поэтому за правильностью регулировки смазки пильного механизма и тем более за наличием масла в масляном баке необходимо внимательно следить. Обычно производитель рассчитывает ёмкость масляного бака в соответствии с ёмкостью топливного бака, чтобы полностью заправленные объёмы вырабатывались одновременно. Но опять-таки, данное условие во многом зависит от конкретных режимов пиления.
     Большинство производителей бензопил предлагают в своём ассортименте и масло для пильных механизмов. Не является исключением и ТМ «ЗУБР» (см. рис выше). Регулярное применение в бензопилах ТМ «ЗУБР» одноимённых масел гарантирует потребителю максимальный ресурс инструмента. Поэтому необходимо, чтобы наряду с бензопилами ТМ «ЗУБР» на прилавках торговых точек присутствовал и данный продукт -  масла  для бензотехники ТМ «ЗУБР». Другие, допустимые к применению в бензопилах ТМ «ЗУБР» масла для пильных механизмов, указаны в руководстве по эксплуатации.
     ТОРМОЗ ЦЕПИ. Цепные пилы требуют повышенных мер безопасности, т.к. даже легкого касания движущейся цепью достаточно, чтобы нанести серьезную травму. В этом отношении наиболее опасен обратный удар, при котором пилу отбрасывает в направлении оператора. Для защиты оператора придуман тормоз цепи: он должен среагировать и остановить пилу до того, как шина долетит до человека. Время полной остановки цепи определяется двумя факторами - моментом включения и скоростью торможения. Обычно в техническом описании производители указывают время срабатывания тормоза. Естественно, чем оно меньше, тем пила безопаснее. Время срабатывания тормоза является достаточно важной характеристикой бензопилы, так как косвенно отражает качество её конструкции.
     Существуют два варианта срабатывания тормоза: контактный и инерционный.
Первый (контактный) - когда при отскоке пилы рука оператора упирается в щиток, соединённый рычагом с тормозным механизмом. Тормоз срабатывает и своим исполнительным механизмом (стальная лента) плотно обхватывает барабан муфты сцепления, тем самым, останавливая его вращение. Барабан соединён с ведущей звёздочкой, которая тоже останавливается и перестаёт вращать цепь.



 

При инерционном срабатывании рычаг тормоза смещается без контакта с рукой, по инерции (контактный способ в этом случае все равно присутствует - в качестве дублирующего). Понятно, что инерционный тормоз лучше - он быстрее и чувствительнее и особенно выручает при неправильном захвате передней рукоятки левой рукой (щиток может не упереться в руку). Но конструктивно инерционный тормоз сложнее, и, к сожалению, действительно надежный инерционный тормоз встречается не так уж часто. Причем порой, заявленный как «инерционный», механизм, на деле, работает только как «контактный».
     Проверить оба способа включения тормоза можно следующим образом:
1. Запустите двигатель и поставьте пилу на ровную поверхность. Крепко удерживая ее «правильным» захватом, дайте полный газ. Не отпуская переднюю рукоятку, нажмите запястьем левой руки на щиток тормоза; цепь обязана сразу же остановиться.
2. Для проверки инерционного тормозного механизма остановите двигатель. Проверьте, чтобы тормоз находился в выключенном положении. Затем, держа пилу горизонтально над пнем или бревном, отпустите левой рукой переднюю рукоятку и дайте пиле провернуться вокруг задней рукоятки и удариться концевой частью шины об пень. При этом тормоз цепи должен включиться. Начальная высота удержания пилы должна быть такая, чтобы после проворота пила «замерла» под наклоном около 45 градусов. Такая проверка имитирует срабатывание тормоза без взаимодействия с рукой оператора - просто за счет инерции. Если в ходе испытания инерционный тормоз сработал, то можно сказать, что в ваших руках «правильная» пила.
Все цепные бензопилы ТМ «ЗУБР» снабжены контактно - инерционным тормозом цепи с временем срабатывания 0,12 секунды, что является достаточно высоким показателем.
     СЦЕПЛЕНИЕ. Также обеспечить высокую безопасность и увеличить ресурс инструмента позволяет применение в бензопилах специального автоматического сцепления. В бензопилах ТМ «ЗУБР» главным элементом такого сцепления является трёхкулачковая муфта.



 

На малых оборотах двигателя (на холостом ходу) кулачки муфты сдвинуты к центру (к оси) и не контачат со стенками барабана, жёстко связанного с  ведущей звёздочкой. Цепь не движется. С увеличением оборотов кулачки под действием центробежной силы прижимаются к стенке барабана - сцепление включается, и цепь начинает двигаться. При последующем сбросе газа всё возвращается в исходное состояние - сцепление отключается.
     При повышении сопротивления распиливаемого материала или заклинивании цепи при достаточно больших оборотах кулачки начинают проскальзывать по стенке барабана. Тем самым сцепление, проскальзывая, не дает заглохнуть двигателю и одновременно предотвращает поломки механизмов бензопилы из-за повышенной нагрузки.
     В бензопилах ТМ «ЗУБР» муфта сцепления и, соответственно, барабан с ведущей звёздочкой закрыты крышкой, в которой установлен механизм тормоза. Поэтому при необходимости заменить пильную цепь или перевернуть шину снимать крышку следует только при взведенном (не работающем) тормозе цепи. Иначе сработавший тормоз, плотно обхвативший барабан, не позволит этого сделать. По этой же причине не следует долго «газовать» при включённом тормозе, так как в данном случае сцепление проскальзывает и его можно «сжечь».
     ДВИГАТЕЛЬ. Как правило, выпускаемые в настоящее время бензопилы, оборудованы одноцилиндровыми двухтактными карбюраторными двигателями воздушного охлаждения. В отличие от применяемых в автомобилях четырехтактных двигателей, у которых все такты (рабочий ход, выпуск, заполнение цилиндра рабочей смесью и сжатие) четко разделены и сменяются, когда поршень находится в верхней или нижней точке, у двухтактных некоторые процессы происходят одновременно и весь рабочий цикл осуществляется за два такта.
     Такт сжатия. Поршень перемещается от нижней мертвой точки поршня (НМТ, положение поршня на рис.1) к верхней мертвой точке поршня (ВМТ, положение поршня на рис.2), перекрывая сначала продувочное 2, а затем выпускное 3 окна.



 

После закрытия поршнем выпускного окна в цилиндре начинается сжатие ранее поступившей в него горючей смеси. Одновременно в кривошипной камере 1 вследствие ее герметичности и после того как поршень перекрывает продувочные окна 2, под поршнем создается разряжение, под действием которого из карбюратора через впускное окно и открывающийся клапан поступает горючая смесь в кривошипную камеру.
     Такт рабочего хода. При положении поршня около ВМТ сжатая рабочая смесь 4 (на рис.2) воспламеняется электрической искрой от свечи, в результате чего температура и давление газов резко возрастают. Под действием теплового расширения газов поршень перемещается к НМТ, при этом расширяющиеся газы совершают полезную работу. Одновременно, опускаясь вниз, поршень создает высокое давление в кривошипной камере (сжимая топливо-воздушную смесь в ней). Под действием давления впускной клапан закрывается (рис.3), не давая, таким образом, горючей смеси снова попасть во впускной коллектор и затем в карбюратор.
Когда поршень дойдет до выпускного окна 3 (на рис.3), оно открывается и начнется выпуск отработавших газов в атмосферу, давление в цилиндре понижается.



 

При дальнейшем перемещении поршень открывает продувочное окно 2 (на рис.4) и сжатая в кривошипной камере горючая смесь поступает по каналу 6 (на рис.4), заполняя цилиндр и осуществляя продувку его от остатков отработавших газов. При этом часть смеси вылетает в продувочные окна, поэтому двухтактные двигатели в большинстве своем не очень экономичны. Далее цикл повторяется.
     Ресурс двухтактного двигателя в основном определяется уровнем компрессии в рабочем цилиндре. Этот параметр напрямую зависит от износостойкости гильзы цилиндра и от качества уплотнения между поршнем и цилиндром. Для уменьшения износа рабочую поверхность алюминиевой гильзы покрывают хромом, никелем или используют никель-кремниевое покрытие (никасил). Для лучшего уплотнения в паре поршень-цилиндр применяют не одно уплотнительное кольцо, а два. Именно такая конструкция применена в бензопилах ТМ «ЗУБР»: стенки цилиндра двигателя покрыты хромом, а на поршне установлены два уплотнительных кольца (старшие модели).
     



 


     ТОПЛИВНАЯ СМЕСЬ. Так как в двухтактных двигателях топливо постоянно промывает картер, то для смазки всех трущихся деталей (поршень, коленчатый вал и т.д.) небольшой объём специального двухтактного моторного масла необходимо добавлять прямо в бензин. Для разных моделей пил и разных сортов масла диапазон соотношения от 1:20 до 1:50. Для бензопил ТМ «ЗУБР» рекомендуемое соотношении масла и бензина -  1:35. В ассортименте ТМ «ЗУБР» предлагаются соответствующие моторные масла: синтетическое (0,2л) и полусинтетическое (1л).



 

Другие типы масел, которые возможно использовать для приготовления топливной смеси для бензопил ТМ «ЗУБР», указаны в инструкции по эксплуатации. Также следует использовать для смеси бензин не ниже Аи-92. Одной из распространенных ошибок является желание взять бензин с более высоким октановым числом, например, 95. Однако, обычно 95-й делают из 92-го, добавляя в него различные присадки. Они приемлемы для четырехтактных автомобильных моторов, а вот для «двухтактников» не подходят, поскольку мешают маслу, входящему в состав смеси, работать «в полную силу». К тому же более высокое октановое число, чем то, на которое рассчитан мотор, не только не способствует его работе, а наоборот, в результате более медленного сгорания ведет к падению мощности и перегреву выпускного тракта.
     Следует знать, что смесь бензина с маслом хранится не более 1 месяца, так как масло окисляется и теряет смазывающие свойства, что приводит к выходу из строя бензопилы и, соответственно, негарантийному ремонту. Это особенно следует учитывать при консервации бензопилы на длительный срок. В таком случае топливо из бака следует слить, а остатки внутри двигателя и в магистралях выработать, заведя пилу.
     Отметим, что в бензопилах ТМ «ЗУБР» для предотвращения ошибки при заправке топливной смесью или маслом у горловин соответствующих баков нанесены специальные весьма понятные пиктограммы, которые помогут сориентироваться неопытному пользователю. Также в комплектацию самих бензопил входит специальная ёмкость для облегчения приготовления топливной смеси в требуемой пропорции.
     Добавленное в топливо масло сгорает вместе с бензином, ухудшая экологичность выхлопных газов, но с этим приходится мириться ради главного преимущества - вдвое большей мощности при том же весе. Ведь у четырехтактных двигателей рабочий ход происходит один раз за два оборота, а у двухтактных - на каждом.
     КАРБЮРАТОР - один из самых ответственных узлов. Производители пил предпочитают не «городить» собственные конструкции, используя вместо этого удачные модели сторонних фирм. Как правило, ставят или японские «Walbro», или китайские «Zama». От того, как карбюратор готовит топливовоздушную смесь, зависит стабильность работы мотора и его работоспособность вообще. Ещё достаточно важным параметром является и экономичность мотора (расход топлива), которая тоже в основном обеспечивается карбюратором. Понятно, что если через каждые несколько минут придётся заправлять пилу относительно недешёвым бензином с добавлением также недешевого моторного масла, то, например, напиленные дрова станут чуть ли не «золотыми». Поэтому применение в бензопиле карбюратора изготовленного хорошо зарекомендовавшим себя производителем является несомненным плюсом, хотя и вносит в общую стоимость бензопилы ощутимую прибавку.
     Именно учитывая всё вышесказанное, бензопилы ТМ «ЗУБР» укомплектованы карбюраторами компании «Walbro». Карбюраторы уже отрегулированы на заводе изготовителе и не требуют дополнительного вмешательства. Однако, для особо «продвинутых» мастеров или при ремонтных работах такая возможность есть. С правильно отрегулированным карбюратором прогретый двигатель бензопилы обязан завестись с одного рывка стартера, не взирая на температуру окружающей среды (т.е. не важно зима или лето). Совсем другое дело, когда речь идёт о «холодном» запуске бензопилы, т.е. когда пила заводится впервые или после достаточно долгого перерыва. Здесь уже важна и температура воздуха (в идеале - от +10 до +20 градусов Цельсия) и целый ряд других факторов.
     Во-первых, для запуска двигателя необходимо чтобы в карбюратор поступал бензин. Поскольку от топливного бака бензопилы к карбюратору существует определённая магистраль, она, при холодном запуске (первичном или после долгого перерыва) может оказаться «сухой». То есть бензин по ней необходимо прокачать.
     Самый простой способ прокачки - многократное дёргание стартера пилы. При этом происходит постепенное подсасывание бензина по магистрали. Понятно, что такой способ требует немалых физических усилий и вносит свою лепту в уменьшение ресурса стартера.
     Более удобный и «щадящий» вариант прокачки - это применение специального насоса предварительной подкачки топлива - праймера. Он представляет собой мягкую прозрачную кнопку, за счёт деформации которой, при нескольких нажатиях пальцем, происходит постепенная прокачка бензина по магистрали (см. рис. ниже). Все бензопилы ТМ «ЗУБР» оснащены насосом подкачки топлива (праймером). Важно, что прозрачность кнопки позволяет увидеть поступивший бензин и вовремя остановиться, не перекачать. Так как излишек бензина может залить свечу и запуск станет невозможен. Это очень распространённая ошибка у неопытных пользователей, доставляющая им в дальнейшем массу хлопот, поэтому подкачке бензина следует уделять должное внимание. Как только бензин наполнит прозрачную кнопку насоса, следует сделать ещё один качёк и на этом остановиться.



 

     Во-вторых, для успешного запуска двигателя поступающая в него топливная смесь должна быть специально обогащённой (содержать большее количества бензина относительно воздуха). Как правило, для этого в конструкции карбюраторов применяется воздушная заслонка («подсос»). Управляя заслонкой можно изменять количество поступающего в карбюратор воздуха. Управление заслонкой осуществляется через привод - выведенную на корпус пилы специальную кнопку или рычажок (см. рис. выше). В исходном положении привода заслонка полностью открыта, приток воздуха в карбюратор не ограничен, а в двигатель поступает приготовленная карбюратором топливно-воздушная смесь оптимального соотношения (режим холостого хода). В другом крайнем положении привода («холодный» пуск) заслонка полностью закрыта и перекрывает  доступ большей части воздуха в карбюратор. В результате из карбюратора в двигатель поступает обогащённая бензином смесь, что улучшает её воспламеняемость, т.е. облегчает запуск пилы. Отметим, что в бензопилах ТМ «ЗУБР» при нажатии на основную клавишу подачи топлива привод  автоматически возвращается в исходное состояние - воздушная заслонка открывается.
     В-третьих для успешного запуска бензопилы необходимо стабильное искрообразование. Это обеспечивается системой зажигания. Система зажигания состоит как бы из двух частей: блока зажигания и исполнительного устройства - свечи. Задачей блока зажигания является создание электрического заряда и передача его в нужный момент на свечу, в которой, в результате, проскакивает искра. Блоки зажигания в бензопилах могут значительно отличаться по своей конструкции. От относительно простых до сложнейших, например, с автоматической регулировкой величины угла опережения зажигания. Это зависит от типа пилы и сказывается на её стоимости.
     В бензопилах ТМ «ЗУБР» применена надёжная система электронного безконтактного зажигания, основанная на принципе магнитной индукции.



 

На моховике встроен магнит, который считывается датчиком блока зажигания. В момент прохождения магнита через датчик в блоке зажигания создаётся заряд, который и передаётся на свечу. Гарантией надёжной работы системы зажигания в бензопилах «ЗУБР» является высокое качество комплектующих, из которых она собрана, и высокая культура производства и технологии завода-изготовителя (поставляет аналогичные компоненты для известных профессиональных пил).
     Управляется система зажигания (включается - выключается) специальным выключателем. На разных моделях бензопил ТМ «ЗУБР» установлены разные по конструкции выключатели, но предназначение их абсолютно одинаковое. По сути это главный выключатель пилы, который соответственно её включает или выключает. В целях безопасности и удобства главный выключатель расположен рядом с основной рукояткой бензопилы, так чтобы его можно было переключать большим пальцем правой руки.



 

Как при запуске пилы, так и в случае её внезапной остановки следует в первую очередь контролировать положение именно главного выключателя. Так как часто бывают случаи, когда пользователь случайно выключает пилу, пила глохнет, а пользователь начинает дёргать стартер, не удосужившись посмотреть, включено ли зажигание.
     Если все, описанные выше, условия для успешного запуска бензопилы обеспечены, то остаётся только первоначально провернуть двигатель. В результате этого в рабочий цилиндр поступит и сожмётся до необходимой степени обогащённая топливная смесь, а на свече одновременно проскочит созданная блоком зажигания искра. В цилиндре произойдёт вспышка и далее процесс пойдёт автоматически - двигатель запустится. Для первоначального проворачивания двигателя (старта) и применяется соответствующее устройство - стартер.
     СТАРТЕР. Самый простой и поэтому максимально надёжный вариант стартера - это намотанный на шкив-катушку трос с рукояткой. Если тянуть за трос, собачки катушки зацепляются за храповик и раскручивают маховик двигателя.



 

Для гарантированного запуска трос стартера следует дёргать достаточно резко. Однако чем больше объем двигателя, тем труднее преодолеть сопротивление сжимаемой в цилиндре смеси. Поэтому многие производители бензопил дорабатывают стандартный стартер. Чаще всего встречающийся вариант - добавление дополнительной пружины. Пружинный стартер дает возможность вытягивать трос медленно, так как при этом двигатель не прокручивается, а только взводится особая пружина. В определенный момент она пересиливает компрессию в цилиндре и резко проворачивает коленвал двигателя. В некоторых моделях реализована другая идея. Маховик стопорится, пружина вытягивается и фиксируется во взведенном положении. Теперь достаточно нажать на кнопку, чтобы пружина сработала, а двигатель раскрутился и завелся. Заметим, что все подобные устройства усложняют конструкцию и соответственно снижают надёжность.
     Существует ещё один достаточно распространённый и на наш взгляд более простой и надёжный вариант решения проблемы, который особенно актуален для пил с мощностью более 2 кВт. Для облегчения работы стартером в старших моделях бензопил ТМ «ЗУБР» применён декомпрессионный клапан. Декомпрессионный клапан соединяет цилиндр с атмосферой, снижая давление в нем и позволяя без больших усилий раскрутить двигатель. После старта двигателя декомпрессионный клапан автоматически закрывается под напором выхлопных газов.



 

На приведённых выше фото хорошо виден результат от использования декомпрессионного клапана. Измеренное динамометром усилие, необходимое для вытягивания троса стартера, снизилось почти в два раза.
     Отметим, что поскольку без стартера пилу не завести, а исполнительным механизмом стартера является хотя и качественная, но не вечная нейлоновая катушка, которая может выйти из строя в самый неподходящий момент, в комплектацию бензопил ТМ «ЗУБР» изначально вкладывается  запасная катушка стартера. Если пользователь будет иметь её под рукой, то это может выручить его при работе в отдалённых от сервиса местах, так как операция по замене катушки относительно проста и не требует специальных навыков.
     
     Учитывая вышеизложенное, приведём последовательность запуска «холодной» бензопилы:
     1. Установить тормоз в исходное положение (нажать щиток тормоза в сторону D-образной рукоятки;
     2. Перевести главный выключатель (выключатель зажигания) в положение «Включено»;
     3. Подкачать топливо праймером - насосом предварительной подкачки;
     4. Закрыть воздушную заслонку карбюратора, вытянув её привод («подсос»);
     5. Для облегчения запуска нажать декомпрессионный клапан (если он есть);
     6. Потянуть ручку стартера до выбора зазора (2-3 см), а затем резко дёрнуть её.
Повторять до тех пор, пока двигатель не заведётся или не начнет «схватывать».
При появлении первых вспышек убрать «подсос» (утопить кнопку управления воздушной заслонкой). Затем вновь дергать стартер, пока бензопила не запустится.
     7. Выждав несколько секунд, дать полный газ и сразу отпустить. Двигатель перейдет на холостой ход, и цепь остановится.

Рассмотрим оставшиеся элементы и особенности конструкции бензопил.
     ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР. Для бесперебойной и стабильной работы бензопилы очень важно чтобы поступающий в двигатель воздух был тщательно очищен и не содержал пыли, так как это чревато ускоренным износом поршневой группы. В бензопилах ТМ «ЗУБР» применена широко распространённая двухступенчатая система очистки воздуха.
     Первая ступень очистки - центробежная. Воздух, поступающий через боковые отверстия со стороны стартера, закручивается крыльчаткой вентилятора, при этом крупные частицы ударяются о стенки и не попадают в воздушный поток, идущий к карбюратору. Такая предварительная очистка помогает отсеять большую часть крупной пыли.
     Вторая, но важнейшая ступень системы очистки - воздушный фильтр. От его состояния напрямую зависит мощность и долговечность пилы. На бензопиле воздушный фильтр работает в особо тяжелых условиях - в окружающем воздухе всегда большое количество мелких опилок и частичек грязи, которые могут попасть в воздухозаборник. Засорившийся фильтр пропускает намного меньше воздуха, что приводит к падению оборотов и снижению мощности, а также переобогащению смеси и, следовательно, к повышенному расходу топлива и перегреву двигателя. Поэтому фильтр нуждается в регулярной чистке.
     В настоящее время для изготовления воздушных фильтров бензопил в основном используются полимерные сетки, вплавленные в пластиковый каркас (капроновые или нейлоновые фильтры). Выполняются они в виде разъемной коробки, что облегчает чистку. Именно такие разъёмные сетчатые нейлоновые фильтры применены в бензопилах ТМ «ЗУБР».



 

Для лёгкого доступа к фильтру (и свече зажигания) верхние крышки бензопил выполнены съемными и закреплены пластмассовой гайкой, откручиваемой без помощи инструмента. Как уже отмечалось выше, при эксплуатации бензопилы не следует забывать о своевременной чистке воздушного фильтра. Очередность этой процедуры указана в инструкции, и сроки лучше не нарушать.
     АНТИВИБРАЦИОННАЯ СИСТЕМА. Работа бензопилы сопряжена со значительными вибрациями, которые при длительном воздействии вредны для здоровья. В первую очередь вибрации нарушают кровоснабжение пальцев рук, а в дальнейшем могут серьёзно пострадать и суставы. Поэтому применяемая в бензопилах система гашения колебаний - не роскошь, а необходимость. Правда в первую очередь такая система необходима, конечно, на полупрофессиональных и профессиональных пилах. Но многие производители бензопил стали применять её и на чисто бытовых моделях, так как снижение вибрации однозначно повышает комфортность работы инструментом и улучшает безопасность.
     Наибольший эффект в борьбе с вибрациями дает применение в конструкции бензопил так называемой системы «двух масс». Именно такая система используется в бензопилах ТМ «ЗУБР».



 

Суть заключается в том, что рукоятки и топливный бак объединяются в один блок, который соединяется с остальной частью бензопилы через демпфирующие элементы - стальные пружины и резиновые прокладки. В результате «подрессоренный» блок, который и держит в руках пользователь, менее восприимчив к тряске и, следовательно, передающиеся вибрации минимальны.
     БЕЗОПАСНОСТЬ. При конструировании бензопил ТМ «ЗУБР» максимальное внимание было уделено безопасности - ведь предполагается использование пил и неопытными пользователями, которые чаще допускают ошибки при работе. Поскольку экономить на безопасности нельзя в бензопилах были применены все актуальные на сегодняшний день решения в этой области. Такой подход характерен для большинства производителей бензопил, но, как правило, отличается качество его реализации.
     Два основных элемента системы безопасности бензопил ТМ «ЗУБР» мы уже рассмотрели выше. Это контактно-инерционный тормоз цепи с высоким показателем времени срабатывания (0,12 сек) и отключающая цепь при холостом ходе или критических нагрузках центробежная муфта сцепления. Также мы отметили особенности конструкции бензопил, косвенно влияющие на безопасность. Это компоновка инструмента по принципу «двух масс» и применение демпфирующих устройств в их соединении.
     Оставшиеся элементы, обеспечивающие безопасную работу следующие.
Во всех бензопилах  ТМ «ЗУБР» применена клавиша подачи топлива («газ») с дополнительной блокировкой.



 

Блокировка также выполнена в виде клавиши и, по сути, в ненажатом состоянии стопорит перемещение клавиши «газа». То есть, чтобы нажать клавишу «газа» и увеличить обороты двигателя бензопилы нужно нажать две клавиши одновременно. Следовательно, привести цепь в движение можно только при полном обхвате основной рукоятки, а это, в свою очередь, в достаточной мере гарантирует, что пользователь контролирует инструмент.
     Важными элементами системы безопасности, уберегающими пользователя от травм в случае обрыва цепи, являются прочный цепеуловитель и специальный широкий прилив в нижней части основной рукоятки.



 

В критической ситуации оборвавшаяся или соскочившая цепь не должна достать до пользователя. При соскакивании (длина кольца цепи не велика) цепь обмотается вокруг цепеуловителя. А при обрыве возможный длинный конец цепи отобьётся о защитный прилив. В любом случае следует помнить, что правильное положение при работе бензопилой такое, когда пользователь никакой частью тела не находится в плоскости вращения цепи.
     Определённую роль, с точки зрения безопасности, играет и материал передней рукоятки. Есть разница в том, из чего она сделана. В одних бензопилах в качестве рукоятки используют пластиковую трубку, в других - алюминиевую трубку с пластиковым покрытием. Весят оба варианта и выглядят одинаково, но отличие между ними проявляется в критической ситуации. Если пилу серьёзно заклинивает при пилении, то первая реакция оператора - выдернуть ее. Рукоятка при таких действиях подвергается значительно большей нагрузке, чем обычно, и порой ломается в нижней точке крепления. Согласно статистике, алюминий «рвется» гораздо реже пластика, поэтому безопасность такого варианта выше. Конечно, серьёзное заклинивание может произойти только при выполнении достаточно нагруженных работ (валка деревьев, распиловка массивной «тяжёлой» древесины), поэтому применения передней алюминиевой рукоятки оправдано в достаточно мощных пилах. Такой подход реализован и в бензопилах ТМ «ЗУБР». Так младшая «бытовая» модель ЗЦПБ-370 оснащена пластиковой передней рукояткой, а полупрофессиональные пилы ЗЦПБ-450 и ЗЦПБ-490-450 имеют алюминиевую переднюю рукоятку.
     Отметим ещё один конструктивный элемент бензопил, который используется во время распила и тем самым повышает безопасность работы. Это зубчатый упор. Фиксируясь в распиливаемой заготовке, зубчатый упор минимизирует усилие, требуемое для удержания пилы. Это в свою очередь снимает нагрузку с рук оператора и позволяет ему точнее и более длительное время контролировать инструмент.



 

Данный элемент достаточно широко применяется производителями бензопил, главное, чтобы он имел достаточную прочность. Необходимая прочность достигается как за счёт формы и геометрических размеров упора, так и за счёт материала из которого он изготовлен. На всех бензопилах ТМ «ЗУБР» установлены металлические зубчатые упоры.
Перечисленные выше конструктивные особенности бензопил должны обеспечить безопасное выполнение пользователем необходимой работы.
     В заключение следует сказать, что в бензопилах ТМ «ЗУБР» применены все основные технические решения, свойственные бензопилам полупрофессионального типа (это в значительной мере относится и к младшей модели ЗЦПБ-370). Кроме того, постоянный контроль процесса сборки и применение основных комплектующих от известных производителей гарантируют бензопилам ТМ «ЗУБР» достаточно большой ресурс. То есть, при соблюдении правил эксплуатации и своевременном техническом обслуживании бензопилы ТМ «ЗУБР», несомненно, покажут себя вполне достойно, если и не в индустриальной валке леса,  то в ежедневной достаточно интенсивной работе.

Автор: Administrator   
13.05.2012 23:28

 
Обновлено 19.05.2013 12:49
 
Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту